Согласно действующему стандарту, все грузовые автомобили с максимально разрешенной массой от 3500 кг должны быть укомплектованы, минимум, двумя противооткатными упорами. Они подбираются в зависимости от грузоподъёмности и диаметра шин техники, а также с учётом особых условий эксплуатации и вида перевозимого груза.
Основные требования к противооткатным упорам для грузовых автомобилей приведены в ГОСТ Р 51709-2001 "Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки".
Зачем нужны противооткатные упоры и для каких автомобилей?
Противооткатные упоры — это специальные приспособления, позволяющие зафиксировать грузовой автомобиль во время стоянки на поверхности с уклоном до 16%. Другие распространённые названия — "башмак", "клин", "колодка", "держатель колёс". Приспособление представляет собой пирамиду с противоскользящим исполнением нижней стороны и вогнутой плоскостью, в которую упирается удерживаемый автомобиль.
Правильное использование противооткатных упоров позволяет:
- Надёжно зафиксировать технику на неровном покрытии.
- Предотвратить самопроизвольное смещение большегрузного автомобиля под воздействием разных факторов.
- Безопасно заменить шины и другие детали, ремонт которых требует вывешивания колёс.
- Избежать падения домкратов и страховочных стоек, когда машина находится в вывешенном состоянии.
- Обеспечить безопасность при выполнении загрузки и разгрузки грузовых автомобилей.
- Предотвратить порчу дорогостоящего имущества и других транспортных средств.
- Предотвратить движение техники с неисправным стояночным тормозом.
- Безопасно оставить грузовой автомобиль на длительное хранение.
- Обеспечить безопасность при различных манипуляциях возле поставленного на стоянку автомобиля.
Основная цель применения противооткатных упоров — обеспечение безопасности людей путём предотвращения самопроизвольного перемещения поставленной на стоянку техники.
Требования к упорам по ГОСТ и ПДД
В ГОСТ предъявляются следующие требования к противооткатным упорам:
- Используемые башмаки должны полностью исключать даже минимальное проскальзывание зафиксированного колеса.
- Изделия должны быть рассчитаны на нагрузку, равную не менее половины полной массы фиксируемой техники.
- Башмаки должны храниться непосредственно на транспорте в легкодоступном месте и таким образом, чтобы исключить их потерю во время движения.
- Не допускаются к эксплуатации упоры, имеющие любые механические повреждения (трещины, стёртое антискользящее покрытие, изношенные рёбра, насечки, выступы, деформации, геометрия, не соответствующая той, которая предусмотрена производителем противооткатных упоров).
Для обеспечения безопасности эксплуатации автомобильной и другой техники также необходимо соблюдать правила эксплуатации, обслуживания и хранения противооткатных упоров.
Правила и условия эксплуатации, обслуживания и хранения
В процессе эксплуатации башмаков на грузовых автомобилях следует соблюдать следующие простые правила:
- Хранить упоры необходимо непосредственно на технике в легкодоступных местах, надёжно закрепив их во избежание потери при движении.
- По возможности перед установкой упоров необходимо выбрать для стоянки наиболее ровную поверхность с максимальным коэффициентом сцепления.
- Установку башмаков необходимо производить только после включения передачи или стояночного тормоза, если это позволяет конструкция автомобиля.
- Нельзя использовать упоры на уклонах, превышающих 15%.
- Не допускаются к эксплуатации приспособления с повреждениями и деформациями.
- Для извлечения башмаков необходимо пользоваться ручками, если они предусмотрены конструкцией.
- Перед извлечением упоров необходимо обеспечить условия, предотвращающие самопроизвольное перемещение техники.
- Запрещено использовать башмаки, которые не рассчитаны на массу и диаметр колёс фиксируемого транспортного средства.
В случае обнаружения износа, трещин, деформаций — непригодные к эксплуатации упоры необходимо заменить на новые.
Ответы на часто задаваемые вопросы
Сколько стоит противооткатный упор?
Стоимость зависит от размеров противооткатных упоров, а также от материалов, использованных для производства изделий. В некоторых случаях требуется изготовить башмаки нестандартных размеров и конфигураций. Такие могут стоить чуть дороже, чем серийные аналоги.
Куда ставить противооткатные упоры?
Башмаки необходимо устанавливать, в первую очередь, с той стороны неуправляемого колеса, в которую оно может сместиться из-за присутствующего уклона или смещения центра масс автомобиля вследствие вывешивания на домкрате. Чтобы обеспечить максимальную безопасность, рекомендуется устанавливать башмаки с обеих сторон всех колёс, которые контактируют с поверхностью во время выполнения ремонтных работ.
Под какое колесо ставить противооткатные упоры?
Согласно требованиям безопасности эксплуатации транспортных средств, противооткатные устройства необходимо устанавливать под колесо, которое:
- Не будет отрываться от покрытия во время выполнения ремонтных работ;
- Не имеет предусмотренного конструкцией стояночного тормоза;
- Находится ниже по уровню относительно горизонтальной плоскости под автомобилем;
- Является независимым от рулевого управления.
При выборе (если он есть) также следует отдавать предпочтение тем колёсам, которые во время стоянки находятся на более ровном покрытии с максимальным коэффициентом трения. Например, если правое колесо находится на асфальте или бетоне, а левое на снегу или льду, то башмак следует устанавливать под правое. Также необходимо учитывать другие условия в каждом конкретном случае.
Сколько должно быть противооткатных упоров?
По ГОСТу противооткатных упоров на грузовых автомобилях с максимальной разрешённой массой 3,5 тонн и больше должно быть, как минимум, два. На остальных транспортных средствах (легковые машины, прицепы, полуприцепы массой до 750 кг) допускается наличие только одного башмака соответствующих размеров. Для повышения безопасности и удобства работы рекомендуется оснащать грузовую технику, минимум, четырьмя держателями колёс.
Сколько нужно ставить противооткатных упоров?
Количество устанавливаемых башмаков зависит от условий, при которых технику нужно зафиксировать. Для надёжного предотвращения смещения большегрузного транспорта по правилам безопасности нужно устанавливать, минимум, два упора.
Выбираем производителя – основные критерии и факторы
Чтобы установка противооткатных упоров на грузовом автомобиле соответствовала правилам и обеспечивала максимальную безопасность, необходимо правильно выбрать модель. Для этого рекомендуется обратить внимание на следующие факторы:
- Грузоподъёмность или масса техники. Башмаки должны быть рассчитаны на нагрузку, равную не менее половины максимально разрешённой массы автомобиля. Некоторые производители указывают в характеристиках не фактическую нагрузку, а именно массу техники, на которую рассчитано изделия. Это существенно упрощает выбор. У Stmining можно найти упоры под различную грузоподъемность: от 25 тонны до 450. Подробнее в ассортименте каталога.
- Диаметр и ширина колёс. Вогнутая сторона каждого башмака имеет определённый радиус. При установке приспособления площадь упора между шиной и этой стороной должна быть максимальной. Обычно производители указывают в характеристиках диапазон диаметров колёс, для которых подходит та или иная модель из каталога.
- Материал. Башмаки бывают пластиковые, резиновые, стальные и полиуретановые с армирующими эластомерами. Для грузовой техники, которая эксплуатируется в жёстких условиях горнодобывающей промышленности, наиболее выгодным, надёжным и долговечным вариантом будут противооткатные башмаки из полиуретана с армированием из эластомеров.
- Стойкость агрессивным средам и материалам. Упоры, которые эксплуатируются на промышленной технике, должны быть устойчивы к воздействию масел, топлива, растворителей.
- Температура эксплуатации. Подбирается в зависимости от климатических условий. Это нужно для того, чтобы в жару упоры не теряли жёсткость, а в сильный мороз не становились хрупкими.
Также многие производители указывают в характеристиках совместимость предлагаемых моделей с распространёнными в горном деле марками техники. Это существенно упрощает выбор и закупку противооткатных упоров для всего имеющегося на предприятии автопарка.