Техническое обслуживание трактора воспринимается как неизбежная и ощутимая статья расходов для аграрного предприятия. Расходы на запчасти, рабочее время специалистов и простой техники влияют на экономику хозяйства. Однако грамотно организованное ТО обеспечивает работу тракторов в период полевых работ и избегает внеплановых ремонтов, продлевая срок службы машины и экономя денежные средства.
Содержание статьи:
- Краткое устройство трактора
- Виды ТО и ремонта тракторов
- Подготовка трактора к техническому обслуживанию
- Технология технического обслуживания рабочих органов трактора
- Топливная аппаратура
- Электрооборудование
- ТО двигателя трактора
- Проверка трансмиссии и техническое обслуживание
- Ходовая часть
- Гидравлическая система
- Пути снижения себестоимости ТО для тракторов
- Оборудование для ТО тракторов
- Техника безопасности при работе над ремонтом гусеничных или колесных тракторов
- Заключение
Но, проводя обслуживание сельскохозяйственной техники, можно неплохо сэкономить. Пути снижения себестоимости ТО для тракторов – это грамотная организация процесса и выбор запчастей, эффективное использование рабочего времени мастеров.
Краткое устройство трактора
Современный сельскохозяйственный трактор – это многофункциональная самоходная машина для широкого спектра агротехнических, транспортных и землеройных работ. Он состоит из разных систем и агрегатов.
И главной частью является двигатель, который считается силовым агрегатом трактора. Он преобразует тепловую энергию сгорания топлива в механическую работу. Современные тракторные двигатели отличаются высокой мощностью, экономичностью и надежностью. Они оснащаются системами турбонаддува, промежуточного охлаждения наддувочного воздуха, электронными системами управления впрыском топлива. Это оптимизирует их работу в различных режимах нагрузки. Крутящий момент от коленчатого вала двигателя передается на другие узлы и агрегаты трактора. В основном на тракторы устанавливают дизельные двигатели, реже бензиновые.
Следующая основная часть трактора – трансмиссия. Она отвечает за передачу крутящего момента от двигателя к ведущим колесам или гусеницам, а также за изменение скорости и направления движения техники. Ниже основные элементы трансмиссии.
- Сцепление: механическое, гидравлическое или электрогидравлическое предназначено для кратковременного отсоединения двигателя от трансмиссии, что необходимо при переключении передач и трогании с места.
- Коробка передач (КПП) изменяет передаточное число между двигателем и ведущими колесами или гусеницами, позволяя выбирать скорость движения и тяговое усилие в зависимости от выполняемой работы и дорожных условий. КПП могут быть механическими – ступенчатыми, гидромеханическими с переключением передач под нагрузкой или бесступенчатыми – вариаторными.
- Редукторы служат для дополнительного изменения крутящего момента и передачи его на ведущие элементы ходовой части. К ним относятся главная передача, дифференциал и бортовые редукторы.
- Дифференциал обеспечивает вращение ведущих колес или бортовых редукторов у гусеничных тракторов с разной угловой скоростью при повороте, предотвращая проскальзывание. Иногда оснащаются механизмами блокировки для повышения проходимости.
- Приводные валы и карданные передачи передают крутящий момент между различными узлами трансмиссии, расположенными на расстоянии друг от друга.
Следующая система – ходовая часть, которая обеспечивает передвижение трактора по поверхности. Различают два основных типа ходовой части: колесная и гусеничная.
Первая состоит из ведущих и в некоторых моделях управляемых колес с пневматическими шинами. Количество колес и схема их расположения определяют тяговые характеристики и проходимость трактора. Шины могут быть различных размеров и рисунков протектора. Гусеничная состоит из тележек, включающих гусеничные цепи-траки, опорные и поддерживающие катки, ведущие и направляющие колеса. Гусеничный ход обеспечивает высокую проходимость по слабонесущим грунтам и хорошее сцепление с почвой.
Четвертая система – гидравлическая, которая используется в тракторах для привода навесного и прицепного сельскохозяйственного оборудования: плугов, культиваторов, сеялок, косилок. А также при работе гидроцилиндров рулевого управления у колесных тракторов, тормозов и других механизмов. Основные элементы гидросистемы:
- гидравлический насос, который создает давление рабочей жидкости;
- распределители направляют поток рабочей жидкости к исполнительным гидроцилиндрам или гидромоторам;
- гидроцилиндры преобразуют энергию потока жидкости в линейное механическое движение;
- гидромоторы преобразуют энергию потока жидкости во вращательное движение;
- гидравлический бак – для хранения рабочей жидкости;
- гидропроводы – рукава высокого давления и трубки обеспечивают циркуляцию рабочей жидкости между элементами системы;
- фильтры очищают рабочую жидкость от загрязнений.
Рулевое управление устанавливается только в колесных тракторах. Это рулевое колесо и колонка, рулевой механизм – механический или гидроусилитель, тяги, передающие усилие на поворотные колеса. У гусеничного трактора отсутствует поворотная передняя ось с управляемыми колесами. Изменение направления осуществляется за счет изменения скорости вращения гусениц относительно друг друга. Достигается это специальными механизмами в трансмиссии, которые притормаживают или отключают одну из гусениц, другая же продолжает вращаться с прежней скоростью или даже увеличивает ее.
В зависимости от модели трактора, управление поворотом может осуществляться двумя рычагами, расположенными по бокам от сиденья оператора, или комбинацией штурвала и педалей.
- В рычажной системе каждый рычаг отвечает за управление соответствующей гусеницей. Перемещение рычага назад или на себя приводит к притормаживанию или отключению соответствующей гусеницы, вызывая поворот трактора в эту сторону. Чем сильнее отклоняется рычаг, тем круче будет поворот.
- Штурвальная система с педалями – это штурвал для задания направления поворота, а педали для притормаживания гусениц. Нажатие на правую педаль притормаживает правую гусеницу, вызывая поворот направо, и наоборот. В некоторых системах поворот штурвала может воздействовать на механизмы, изменяющие скорость гусениц.
Важная система трактора – тормозная, которая обеспечивает снижение скорости, остановку и удержание трактора на месте. Может быть механической, гидравлической или пневматической. В составе рабочие тормоза для замедления и остановки во время движения, стояночный тормоз для фиксации неподвижного трактора.
И электрооборудование, которое обеспечивает питание электрических устройств трактора: стартер, осветительные контрольно-измерительные приборы, звуковые сигналы, электронные системы управления двигателем, трансмиссией и навесным оборудованием. Основные – генератор, аккумуляторная батарея, электропроводка, предохранители, реле и датчики.
Виды ТО и ремонта тракторов
Техническое обслуживание (ТО) и ремонт тракторов – это мероприятия поддержания их работоспособности, предупреждение отказов и восстановление технических характеристик. Различают плановое техническое обслуживание, проводимое через определенные интервалы, и неплановый ремонт, вызванный неисправностями.
Сезонное обслуживание тракторов
Сезонное ТО тракторов – это вид планового технического обслуживания, которое проводится для подготовки техники к определенному периоду сельскохозяйственных работ или к хранению в межсезонье. Оно учитывает условия эксплуатации в этот период и направлено на обеспечение надежной работы систем и агрегатов.
Виды сезонного технического обслуживания тракторов.
- Подготовка к весенне-посевным работам, в которую входит проверка и регулировка систем, нагруженных в этот период, например, двигатель, гидравлическая система для работы с посевными агрегатами, ходовая часть. Проводится замена масел и фильтров, которые выработали ресурс или не соответствуют температурному режиму предстоящего сезона. Внимание уделяется состоянию шин для колесных тракторов и натяжению гусениц для гусеничных. Проверяется работоспособность осветительных приборов и сигнализации, чтобы работа была безопасной в условиях недостаточной видимости, например, ранним утром или поздним вечером. Проверяется и настраивается навесная система для агрегатирования с конкретными сельскохозяйственными орудиями.
- При подготовке к уборочной кампании акцент делается на проверку и обслуживании двигателя, потому что работа проводится под высокой нагрузкой и в условиях запыленности. Не остаются без внимания трансмиссия, гидравлическая система – привод жаток, транспортеров и других рабочих органов уборочных машин. Тщательно проверяется система охлаждения двигателя для предотвращения перегрева. Очищаются радиаторы и воздушные фильтры. Проводится контроль состояния приводных ремней и цепей. Проверяется и ремонтируется ходовая часть, так как на нее приходится значительная нагрузка при перевозке урожая.
- При подготовке к осенним полевым работам: вспашка, культивация основное внимание уделяется тяговым характеристикам трактора. Проверяется состояние двигателя и трансмиссии на предмет необходимого тягового усилия. Контролируется состояние ходовой части, особенно шин у колесных тракторов. Проверяется и настраивается навесная система для работы с плугами и культиваторами.
- Подготовка к зимнему хранению – это слив охлаждающей жидкости, если не используется антифриз, замена моторного масла на зимнее, консервация топливной системы – добавление специальных присадок для предотвращения окисления топлива, смазка доступных точек, установка трактора на подставки, отключение аккумуляторной батареи и ее хранение в теплом сухом месте. При необходимости проводится антикоррозийная обработка металлических поверхностей.
ТО-1
Первое техническое обслуживание (ТО-1) – это периодический вид планового обслуживания, проводимого через относительно небольшой интервал времени или наработки в моточасах. Периодичность ТО-1 тракторов указывается в руководстве по эксплуатации и зависит от модели – 50-125 моточасов.
Основные работы, выполняемые при 1 ТО:
- проверка трактора на наличие видимых механических повреждений: трещин, вмятин, ослабленных креплений, а также утечек рабочих жидкостей: масла, топлива, охлаждающей или гидравлической жидкости;
- контроль уровня масла в картере двигателя, трансмиссии, гидравлическом баке, уровня охлаждающей жидкости в системе охлаждения, уровня электролита в аккумуляторной батарее;
- проверка давления воздуха в шинах и доведение его до рекомендованного значения;
- смазка предусмотренных точек: подшипников, шарниров, шлицевых соединений, рулевых тяг в соответствии с картой смазки трактора;
- контроль и регулировка натяжения ремней привода вентилятора, генератора, насоса гидроусилителя;
- удаление грязи с поверхности трактора, на участках расположения узлов и агрегатов, систем охлаждения и вентиляции;
- контроль работы фар, поворотников, стоп-сигналов, звукового сигнала;
- визуальная проверка показаний приборов на панели управления;
- осмотр топливопроводов, соединений на предмет утечек топлива.
ТО-1 направлено на поддержание основных рабочих параметров трактора и выявление мелких неисправностей на ранней стадии.
ТО-2
Техническое обслуживание 2 трактора проводится через больший интервал времени или наработки в моточасах по сравнению с ТО-1 – 250-500 моточасов. Включает больший список работ, направленных на углубленную проверку.
Основные работы, выполняемые при ТО-2 в дополнение к работам, выполняемым при ТО1. То есть в техобслуживание 2 входят и работы, проводимые при ТО-1. Ниже дополнения:
- замена масла и фильтра в двигателе;
- замена фильтров гидравлической системы;
- проверка состояния и очистка сжатым воздухом воздушного фильтра или замена;
- очистка клемм аккумулятора от окислов, проверка уровня и плотности электролита, доливка дистиллированной воды и корректировка плотности;
- контроль свободного хода педалей тормоза, эффективности торможения, состояния тормозных колодок и дисков, проверка работы стояночного тормоза;
- контроль люфтов в рулевом механизме и рулевых тягах, проверка легкости вращения рулевого колеса;
- тщательная проверка работы двигателя на различных режимах, оценка шумов и вибраций, контроль работы трансмиссии, проверка работы гидросистемы;
- в зависимости от модели двигателя и его конструкции может потребоваться проверка и регулировка тепловых зазоров клапанов.
ТО-2 – это замена отработавших ресурс масла, фильтров, тщательная проверка и регулировка узлов и агрегатов, а также предварительная диагностика основных систем.
ТО-3
Третье техническое обслуживание трактора – это полный комплекс плановых работ. Проводится через 500-1000 моточасов. Включает глубокую проверку и обслуживание систем и агрегатов, направленное на безотказную работу техники в пределах длительного периода.
Основные работы, выполняемые при ТО-3 в дополнение к работам, выполняемым при ТО1 и 2.
- Слив отработанного масла из картеров коробки передач, главной передачи, бортовых редукторов и заправка новым маслом рекомендованной марки. Замена масляных фильтров трансмиссии.
- Полная замена охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя. Проверка состояния патрубков и соединений.
- Проверка работы топливного насоса высокого давления (ТНВД), форсунок на стенде – если надо регулировка или ремонт, проверка состояния топливных баков и топливопроводов.
- Углубленная проверка работы генератора, стартера, состояния электропроводки, разъемов и реле, предохранителей. При наличии проверка работы электронных систем управления.
- Контроль износа гусеничных цепей, траков, опорных и поддерживающих катков, направляющих и ведущих колес для гусеничных тракторов. Регулировка натяжения гусениц, подтяжка креплений. Проверка состояния шин, дисков, подшипников ступиц для колесных.
- Проверка зазоров в шлицевых соединениях валов, карданных передачах, рулевых тягах. Подтяжка креплений, замена изношенных деталей.
- Контроль износа шарнирных соединений, тяг, подъемных цилиндров. Подтяжка креплений, ремонт или замена изношенных деталей.
- Комплексная диагностика с использованием специального оборудования для оценки состояния двигателя, трансмиссии, гидравлической системы и других узлов. Может включать измерение компрессии в цилиндрах двигателя, проверку давления в гидросистеме, диагностику электронных блоков управления.
Планирование и организация технического обслуживания тракторов – важнейшее условие надежной работы самоходной машины, плюс предотвращение внезапных поломок и снижения расходов на ремонт.
Подготовка трактора к техническому обслуживанию
Подготовка трактора к техническому обслуживанию – это этап, который гарантирует безопасность, облегчает доступ к необходимым узлам, а также точному выполнению предусмотренных регламентом операций. Пренебрежение подготовкой приводит к неудобствам, затягиванию процесса и даже к травмам.
Процесс подготовки – это ряд последовательных действий. Первое – нужно организовать место для проведения обслуживания.
- Трактор необходимо установить на ровной горизонтальной площадке с твердым покрытием: бетон, асфальт или утрамбованная земля. Это предотвратит самопроизвольное движение машины и обеспечит устойчивое положение при выполнении операций, связанных с подъемом или демонтажем тяжелых узлов.
- Рабочее место должно быть освещено для видимости деталей и узлов, это облегчит обнаружение дефектов и повысит качество работ.
- Вокруг трактора должно быть много свободного места для перемещения персонала, размещения инструмента и оборудования.
- По возможности тех обслуживание трактора следует проводить в помещении или под навесом для защиты от дождя, снега и прямых солнечных лучей.
Второе – обеспечить безопасность. Во-первых, нужно отключить питание двигателя в соответствии с инструкцией по эксплуатации. Для предотвращения случайного движения трактор необходимо заблокировать стояночным тормозом, подложить противооткатные упоры под колеса или гусеницы.
Перед проведением работ, связанных с заменой или проверкой уровня горячих рабочих жидкостей, надо дать им остыть до безопасной температуры. Если планируются работы с гидравликой, надо сбросить давление в соответствии с инструкцией по эксплуатации трактора. Невыполнение этого требования приводит к внезапному выбросу рабочей жидкости под давлением и травмам. Рядом с местом проведения работ нужны исправные средства пожаротушения, особенно при работе с топливной системой или горюче-смазочными материалами.
Третий этап – очистка трактора от грязи, пыли, остатков растений и других загрязнений. Внимание местам расположения узлов и агрегатов, подлежащих обслуживанию, системам охлаждения, воздушным фильтрам и точкам смазки. Чистый трактор позволяет лучше оценить их состояние и предотвращает попадание грязи внутрь узлов при разборке. Для очистки можно использовать щетки, ветошь, сжатый воздух или мойки высокого давления.
Четвертое – подготовка инструмента, оборудования и материалов. Внимание запасным частям и расходным материалам. Их надо заранее приготовить в соответствии с рекомендованными марками.
Внимание! На подготовительном этапе проводится инструктаж по технике безопасности.
Технология технического обслуживания рабочих органов трактора
Техническое обслуживание систем и агрегатов трактора имеет особенности, обусловленные их конструкцией и выполняемыми функциями. Регулярное обслуживание каждого рабочего органа – это залог надежной работы машины.
Топливная аппаратура
Топливная аппаратура тракторов – это сложная система, обеспечивающая подачу очищенного топлива в цилиндры двигателя под определенным давлением и в точно дозированном количестве в нужный момент времени. Неисправности могут привести к снижению мощности двигателя, увеличению расхода топлива, дымности выхлопа и затрудненному пуску.
Основные операции по техническому обслуживанию топливной аппаратуры:
- Регулярно осматривать топливные баки, топливопроводы и соединения на предмет механических повреждений и утечек. Обнаруженные дефекты надо устранить. Проверять надежность крепления топливных баков и трубопроводов. Регулярно в соответствии с регламентом ТО производить слив отстоя из топливных баков. Эти операции делает тракторист.
- Топливные фильтры грубой и тонкой очистки подлежат периодической очистке – промывке в чистом дизельном топливе, или замене на новые. При замене обратить внимание на чистоту посадочных мест и уплотнительных элементов.
- При замене топливных фильтров или после полного опорожнения топливного бака в топливную систему может попасть воздух, что затруднит или сделает невозможным пуск двигателя. Процедура удаления воздуха – прокачка – описана в руководстве по эксплуатации трактора и включает в себя открытие специальных штуцеров на топливном насосе или форсунках и прокачку ручным подкачивающим насосом до появления топлива без пузырьков воздуха. Фильтрами и прокачкой занимается слесарь-ремонтник.
- Проверка и регулировка топливного насоса высокого давления и форсунок производится на специальных стендах в специализированных мастерских в соответствии с регламентом ТО или при появлении признаков неисправности. Эти узлы являются прецизионными и требуют квалифицированного обслуживания.
Электрооборудование
Эта система отвечает за запуск двигателя, освещение, сигнализацию, работу контрольно-измерительных приборов и электронных систем управления.
Основные операции по техническому обслуживанию электрооборудования трактора:
- Проверка состояния аккумулятора: контроль уровня электролита, очистка клемм и соединений. Проверка степени заряженности АКБ вольтметром или нагрузочной вилкой. При необходимости производить подзарядку.
- Контролировать напряжение, выдаваемое генератором при работающем двигателе, отсутствие посторонних шумов при работе генератора. Проверять состояние приводного ремня и его натяжение.
- Проверить запуск двигателя. При появлении признаков неисправности стартера, например, медленное вращение, щелчки без вращения, вызвать автоэлектрика для диагностики и ремонта.
- Проверяется электропроводка на предмет повреждения изоляции, обрывов, потертостей. А также надежность соединения проводов в разъемах, в которые не должна попадать влага.
- Проверяются предохранители, при необходимости заменяются. При выходе предохранителя из строя нужно выяснить причину и устранить ее. Не допускается установка предохранителей с большим номиналом или временных перемычек.
- Регулярно тракторист должен проверять работу фар, указателей поворота, стоп-сигналов, габаритных огней, звукового сигнала. Он сам заменяет перегоревшие лампы и проверяет регулировку фар.
- При обнаружении некорректных показаний спидометра, тахометра, указателей температуры, давления масла, уровня топлива нужно проверить датчики и проводку. Этим занимается автоэлектрик.
- Современные тракторы оснащаются электронными блоками управления (ЭБУ) двигателем, трансмиссией, гидравлической системой и другими агрегатами. Диагностика и обслуживание этих систем требует использования специального диагностического оборудования – сканеров – и квалифицированного персонала.
ТО двигателя трактора
Двигатель – сердце трактора, и его надежная работа критически важна. Регулярное техническое обслуживание двигателя трактора позволяет поддерживать его мощность, экономичность и продлевать срок службы.
Основные операции по обслуживанию двигателя.
- Проверка уровня масла в картере двигателя с помощью щупа. Уровень должен находиться между метками "min" и "max". Внимание на цвет и консистенцию масла. При обнаружении потемнения, металлической стружки или эмульсии проводится замен внепланово.
- Плановая замена масла и масляного фильтра производится в соответствии с регламентом ТО. Сливать отработанное масло нужно только после прогрева двигателя.
- Проверка уровня охлаждающей жидкости в расширительном бачке. Уровень должен находиться между метками "min" и "max" на холодном двигателе. Внимание состоянию охлаждающей жидкости на предмет загрязнения, изменения цвета или появления осадка. При необходимости производится доливка.
- Проверка состояние приводных ремней: вентилятора, генератора, насоса гидроусилителя и кондиционера на предмет трещин, порывов, износа и натяжения.
- Проверка степени загрязнения воздушного фильтра. В зависимости от типа производится очистка – продувку сжатым воздухом, или замен.
- Осмотр радиатора, патрубков, шлангов и соединения системы охлаждения на предмет утечек охлаждающей жидкости. Обнаруженные течи устраняются. Проверка работы термостата и вентилятора.
- Осмотр выпускного коллектора, глушителя и выхлопной трубы на предмет механических повреждений и утечек выхлопных газов. Обнаруженные дефекты устраняются. Следить за цветом выхлопных газов, который может свидетельствовать о неисправностях двигателя.
- В соответствии с регламентом ТО или при появлении характерных стуков в двигателе производится проверка и регулировка тепловых зазоров клапанов. Операция требует квалификации и специальных инструментов.
Эти операции может проводить тракторист с помощью слесаря. К регулировке зазоров привлекается моторист или механик по ремонту двигателей.
Проверка трансмиссии и техническое обслуживание
Основные операции по техническому обслуживанию трансмиссии трактора:
- Проверяйте уровень масла в картерах коробки передач, главной передачи, бортовых редукторов с помощью контрольных отверстий или щупов. Уровень должен соответствовать меткам. Внимание на цвет и консистенцию масла. При обнаружении потемнения, металлической стружки или эмульсии – замена внепланово. Плановая замена производится в соответствии с регламентом ТО.
- Осмотр сальников и уплотнений валов, фланцев и других соединений трансмиссии на предмет утечек масла. Течи устраняются путем замены сальников или уплотнений.
- Проверка люфтов в шлицевых соединениях валов, карданных передачах. Чрезмерные люфты приводят к вибрациям и преждевременному износу деталей. Поэтому нужно подтягивать крепления или заменять изношенные детали.
- Проверка свободного хода педали сцепления, плавность включения и выключения сцепления, отсутствие пробуксовки. При необходимости производится регулировка привода сцепления.
- Проверка переключения передач на предмет отсутствия посторонних шумов при работе КПП. При обнаружении затруднений при переключении или посторонних шумов нужно подключать специалиста.
Основной объем работ по техобслуживанию трансмиссии проводит слесарь-ремонтник. В случае сложных поломок, требующих квалификации и специального оборудования: дефектовка и восстановление валов или зубчатых колес, может привлекаться специализированный мастер по ремонту трансмиссий.
Ходовая часть
Основные операции по техническому обслуживанию ходовой части трактора зависят от типа: колесная или гусеничная.
Для колесных тракторов:
- проверка давления воздуха в шинах;
- осмотр шины на предмет порезов, проколов, трещин, неравномерного износа;
- проверка наличие люфтов и посторонних шумов в подшипниках ступиц, смазка подшипников в соответствии с картой смазки;
- проверка и регулировка углов схождения и развала колес производится в специализированных мастерских;
- проверка люфтов в рулевых тягах и наконечниках, подтягивание крепления или замена изношенных деталей.
Для гусеничных тракторов:
- контроль натяжение гусеничных цепей и регулировка в соответствии с инструкцией по эксплуатации;
- проверка состояния гусеничных звеньев, пальцев и втулок на предмет трещин, износа, контроль величины зазоров – при чрезмерном износе производится замена;
- проверка люфтов и посторонних шумов в катках, смазка подшипников катков, контроль состояния бандажей катков на предмет повреждений;
- проверка направляющих и ведущих колес – звездочек на износ, контроль за их правильным положением и креплением.
Обслуживанием ходовой части трактора занимается тракторист и слесарь. Первый в рамках ежедневного и периодического технического обслуживания, второй выполняет широкий тип работ.
Гидравлическая система
Основные операции по техническому обслуживанию гидравлической системы.
- контроль уровня и состояния гидравлической жидкости в баке, внимание на цвет, прозрачность и наличие пены или механических примесей;
- замена гидравлических фильтров производится в соответствии с регламентом ТО;
- проверка герметичности гидропроводов и соединений, подтягивание соединении или замена поврежденных элементов;
- контроль за стабильностью давления в гидросистеме и отсутствием посторонних шумов при работе гидронасоса;
- проверка работы гидрораспределителей – они должны не заедать и срабатывать;
- проверка гидроцилиндров на предмет механических повреждений, утечек рабочей жидкости через уплотнения, контроль плавности хода штоков;
- проверка срабатывание предохранительных клапанов при достижении максимального давления в гидросистеме;
- удаление воздуха из гидросистемы при замене рабочей жидкости – процедура описана в руководстве по эксплуатации;
Регулярное техническое обслуживание рабочих органов трактора в соответствии с регламентом производителя – залог надежной работы машины. А также ТО обеспечивает безопасность выполнения сельскохозяйственных операций.
Пути снижения себестоимости ТО для тракторов
Техническое обслуживание тракторов и сельскохозяйственных машин – часть эксплуатации техники. При правильном подходе снижаются связанные с этим расходы, не жертвуя качеством.
Во-первых, нужно соблюдать регламент планового ТО. Оно выявляет и устраняет мелкие неисправности на ранних стадиях, предотвращая их развитие в серьезные поломки. Затраты на плановое обслуживание ниже, чем расходы на экстренный ремонт, простой техники в напряженный период полевых работ и срочную доставку запчастей.
Во-вторых, нужно использовать качественные горюче-смазочные материалы и запасные части, соответствующих спецификациям производителя трактора. Они обеспечат оптимальную работу систем и агрегатов, увеличат их ресурс и снизят износ. Оригинальные запасные части гарантируют совместимость и качество. Допускается использование сертифицированных аналогов надежных производителей, но следует избегать дешевых подделок, которые приводят к быстрому износу и поломкам.
В-третьих, обучение механизаторов основам самостоятельного обслуживания. Обученный тракторист может самостоятельно выполнять ежедневное и первое техническое обслуживание. Это позволит снизить затраты на привлечение сервисных мастеров для выполнения рутинных работ. Он же способен вовремя заметить первые признаки неисправностей и принять меры по устранению на ранней стадии.
В-четвертых, организация собственного ремонтного участка. Для крупных агропредприятий с большим парком техники может быть экономически целесообразно создание собственного ремонтного участка с необходимым инструментом и оборудованием. Наличие штатных механиков позволяет оперативно проводить техническое обслуживание и ремонт, снижая время простоя техники и затраты на выездные бригады сервисных центров. Оптовые закупки ГСМ и запасных частей могут снизить их стоимость.
В-пятых, приобретение качественного диагностического оборудования. Его наличие позволяет быстро и точно определять причины неисправностей. Регулярная диагностика выявляет скрытые дефекты и износ на ранних стадиях, что дает возможность планировать ремонтные работы и избегать внезапных поломок.
В-шестых, ведение учета проведенных ТО и ремонтов. Систематический учет затрат на техническое обслуживание и ремонт позволяет анализировать структуру расходов, выявлять затратные узлы и агрегаты, а также оценивать эффективность разных методов обслуживания. Анализ наработки техники и возникших неисправностях – это оптимизация графика планового ТО, возможность корректировать интервалы обслуживания в зависимости от условий эксплуатации и состояния техники.
Внедрение комплекса перечисленных мер дает возможность аграрным предприятиям снизить себестоимость технического обслуживания тракторов, оптимизировать расходы на эксплуатацию техники и повысить экономическую эффективность производства. Экономия не должна достигаться за счет снижения качества обслуживания или использования некачественных материалов.
Оборудование для ТО тракторов
Для технического обслуживания тракторов необходим определенный набор оборудования, инструментов и приспособлений. Перечень может зависеть от объема выполняемых работ, размера хозяйства и наличия собственной ремонтной базы. Но существует базовый комплект, который позволит выполнять большинство регламентных операций.
Это слесарный инструмент в полном объеме. Специальные приспособления: съемники, масленки и шприцы для смазки, мерные емкости и воронки, домкраты. А также тали и лебедки, пресс гидравлический для запрессовки и выпрессовки подшипников, сайлентблоков и других деталей.
Диагностическое оборудование для технического обслуживания тракторов: манометры, ареометр, вольтметр и амперметр (мультиметр), нагрузочная вилка для АКБ, тестеры для проверки электрооборудования. Диагностический сканер для считывания кодов ошибок, просмотра параметров работы систем и проведения различных тестов электронных блоков управления двигателем, трансмиссией, гидравликой и др. Компрессометр для измерения компрессии в цилиндрах двигателя. Течеискатель для поиска утечек жидкостей и газов.
Оборудование для замены жидкостей: гидравлические насосы, емкости, устройства для заправки. Оборудование для очистки и промывки деталей: ванны, кисти и щетки, компрессор, мойка высокого давления.
Техника безопасности при работе над ремонтом гусеничных или колесных тракторов
Ремонт и техническое обслуживание гусеничных или колесных тракторов сопряжены с опасностями, связанными с тяжелыми механизмами, горюче-смазочными материалами, электрооборудованием и возможностью травмирования движущимися частями. Соблюдение правил техники безопасности – условие для предотвращения несчастных случаев.
Общие требования безопасности:
- к проведению ремонтных работ допускаются лица, прошедшие соответствующее обучение и инструктаж по технике безопасности;
- работать только с исправным и предназначенным для конкретной операции инструментом и оборудованием;
- использовать спецодежду, защитные перчатки, очки или щитки;
- рабочее место должно быть освещенным и не загроможденным посторонними предметами;
- при работе с горюче-смазочными материалами запрещается курение и использование открытого огня;
- надо знать расположение аптечки, огнетушителей и средств связи для вызова экстренных служб.
Безопасность при проведении ремонтных работ:
- при работе под поднятым домкратом трактором используются страховочные подставки;
- при подъеме тяжелых узлов и агрегатов используют исправные тали, лебедки или краны соответствующей грузоподъемности;
- во время работы двигателя – при проверке отдельных систем, нужно быть осторожным вблизи вращающихся частей;
- нельзя допускать разлива отработанных жидкостей и топлива;
- при работе с электропроводкой используют изолированный инструмент;
- при работе со сжатым воздухом используют защитные очки;
- сварочные работы проводятся квалифицированным сварщиком, вблизи места сварки не должно быть легковоспламеняющихся материалов.
Соблюдение этих правил техники безопасности поможет предотвратить несчастные случаи и обеспечить безопасное проведение ремонтных работ любой сложности на гусеничных и колесных тракторах. Безопасность – это приоритет при работе с сельскохозяйственной техникой.
Заключение
Техобслуживание тракторов – комплексная и многогранная задача, требующая слаженной работы различных специалистов. Начиная с ежедневных осмотров, выполняемых трактористами-машинистами, заканчивая сложными ремонтными работами, требующими высокой квалификации слесарей-ремонтников и узкоспециализированных мастеров, каждый участник играет ключевую роль в поддержании техники в работоспособном состоянии. Поэтому обслуживание является частью управления парком сельскохозяйственной техники и способствует повышению производительности труда в аграрном секторе.